Основные положения
На этом уроке Вы познакомитесь с основами Maya. Следующие уроки построены таким образом, что для их изучения Вы уже должны будете иметь некоторые знания о пользовательском интерфейсе Maya, уметь ориентироваться среди множества окон и пользоваться предоставляемым редактором, не говоря уже о знакомстве с такими элементами, как меню, быстрые ссылки, marking menus.
Если Вы уже неплохо знакомы с Maya, то можете пропустить этот урок, но все таки лучше будет, если Вы прочтете его и освежите свои знания, ведь повторение - мать учения. С другой стороны, возможно, с тех пор, как Вы последний раз пользовались этой программой, в интерфейс внесены некоторые изменения, и нелишним будет с ними ознакомиться.
В этом туториале Вы узнаете:
- С чего начать
- Как пользоваться примитивами Maya и инструментами камеры
- Как пользоваться инструментами преобразования
- Как использовать Shelf и renaming объекты
- Как использовать Channel Box и Outliner
- Как оптимизировать вид объекта в окне просмотра
- Как выбирать и преобразовывать компоненты
- Как позиционировать объекты
- Duplicating и instancing
- Что такое опорными точками и как их нужно использовать
- Как пользоваться редакторами для выбора узловых точек и для подгонки атрибутов
Также Вы ознакомитесь со встроенным языком Maya (Maya Embedded Language, далее - MEL) (ждите через неделю), и прочтете краткое описание пользовательского интерфейса Maya (ждите через неделю).
Перед тем, как Вы начнете:
Для того, чтобы пользоваться этим уроком так, как задумывали авторы, Вам
необходимо будет подключить файлы сцен Maya. Чтобы инсталлировать эти
файлы, перейдите в раздел Try Maya CD-рома Taste of Maya.
Запуск Maya:
Дважды щелкните на иконке Maya 3.0 Evaluation на рабочем столе или из Start>Programs>Maya 3.0 Evaluation>Maya .
В Maya:
Как только файлы туториала будут инсталлированы, разрешите текущему проекту доступ к файлам сцен Maya. Для этого в Maya :
· Выберите File>Progect>Set и укажите здесь каталог, в котором Вы установили файлы сцен Maya.
· Выберите каталог Maya_tutorial_data и нажмите Ок
ВАЖНО!
Для того, чтобы работать с этим уроком, Вам понадобиться трехкнопочная мышь.
Итак, начнем
- Выберите Start>Programs>Maya 3.0 Evaluation>Maya .
- Внимательно ознакомьтесь с верхней левой частью главного окна. Там
расположено все то, чем Вам придется наиболее часто пользоваться.
- common menus (начиная с File и заканчивая Window) в самой верхней части окна содержат пункты, которые являются общими для всех операций в Maya.
- Каждая из настроек меню (menu sets) соответствует одному из программных модулей Maya - Animation, Modeling, Dynamix или Rendering. Вы можете переключаться между различными menu sets просто выбирая нужную из выпадающего меню. Меню, соответствующие определенной menu set, отображаются около общего меню.
- Наиболее часто используемые инструменты (Common tools, или, как их иногда называют, Mini Bar) расположены просто под menu sets. Вы будете использовать эти инструменты для того, что выделять, перемещать, вращать и масштабировать объекты.
- Выберите Window>Settings/Preferences> Preferences .
Maya предоставляет для Вашего удобства огромное количество настраиваемых параметров, с помощью которых Вы можете "подогнать" под свои нужды каждый сеанс работы с Maya. Например, Вам может понадобиться отменить несколько последних действий. Вы можете определить, сколько таких отмен будет запоминать Maya (это мы сделаем в нашем туториале, но чуть позже), и этот параметр будет использоваться в последствии каждый раз, когда Вы запустите Maya. - В списке категорий слева, выберите Undo (внизу списка) и установите для параметра Queue значение Infinite (бесконечное количество). Это значит, что Вы сможете вернуться назад на неограниченное количество шагов. Используйте для этого пункт меню Edit>Undo .
Наше первое построение
В этом уроке Вы построите дверь, используя для этого примитивы. Вы научитесь пользоваться инструментами преобразования , предоставляемыми Maya, а также научитесь настраивать положение камеры с помощью клавиш мыши и научитесь пользоваться некоторыми редакторами и окнами.
Использование примитивов Maya и инструментов камеры
Maya предоставляет пользователю примитивы NURBS (Non Uniform Rational B-Splines) и полигональные примитивы. Эти примитивные формы - кубы, сферы, цилиндры, торы - могут быть использованы в качестве "заготовок", которые потом с помощью инструментов Maya могут приобрести необходимую форму. Дверь, которую Вы будете строить в этом туториале, Вы начнете строить из самого примитивного объекта - куба.
Создайте дверь из полигонального примитива - куба.
- Выберите Create>Polygon Primitives>Cube .
Вы увидите, что на экране появится куб. Он появится в окне 3D сцены. Это окно часто также называют рабочим пространством (workspace), панелью (panel), и иногда - вид камеры (camera view).
- Укрупняем план (Dolly in): придерживая клавишу Alt,
перемещаем мышь вправо, нажимая при этом левую (LMB) и среднюю (MMB)
клавиши мыши. С помощью этой процедуры (далее - доллинг )мы перемещаем
виртуальную камеру в виртуальном пространстве ближе к объекту, то есть
укрупняем план.
- Перемещаем вид вниз (Track down): для этого, придерживая
клавишу Alt, перемещаем мышь вниз, нажимая при этом среднюю клавишу
мыши. С помощью трекинга мы перемещаем вид сцены вниз, вверх, влево,
вправо. Сейчас мы переместили вид вниз, чтобы, когда мы закончим
работать с дверью, ее было хорошо видно.
- Вращаем камеру (Tumble down): для этого, придерживая
клавишу Alt, перемещаем мышь вверх, нажимая при этом левую клавишу мыши.
Эта процедура вращает камеру вокруг центра интереса. Ведь намного проще
работать с кубом, когда камера находится примерно на одном с ним
уровне, а не гораздо выше.
- Выберите Panels>Layouts>Four из полосы меню на виде.
Вы можете разделить рабочее пространство на несколько панелей видов. Эти виды - в перспективе, сбоку, спереди, сверху - являются общими слоями. (виды сверху, сбоку, и спереди называются ортографическими видами)
Запомните:
- Доллинг и трекинг можно применять ко всем видам, а Tumble - только к виду в перспективе.
- Эти и другие инструменты камеры доступны также из меню View>Camera Tools на каждом виде.
- Чтобы раскрыть один вид на все рабочее пространство, щелкните на нем мышкой, потом отпустите мышь и нажмите пробел. Чтобы вернуть четырехоконное представление, снова нажмите на пробел.
Использование инструментов трансформации
Далее Вы познакомитесь с инструментами преобразования Maya, а также как можно наиболее эффективно трансформировать объект разными способами.
Масштабирование куба
- Щелкните на иконке инструмента Scale (масштаб) на панели наиболее
часто используемых инструментов в левой верхней части главного окна
Maya.
Название инструмента и короткая подсказка показываются в строке помощи ( Help Line ) внизу главного окна Maya. Это - одна из уже ставших стандартом традиций Maya.
СОВЕТ
Для того, чтобы прочесть информацию об инструменте, просто подведите к иконке мышь, не нажимая на ее кнопки.
- На виде спереди щелкните на верхнем квадрате на рукоятке инструмента Scale . Если рукоятка не отображается, щелкните на кубе.
Инструменты трансформации Maya имеют указатели для манипулирования, соответствующие осям XYZ. С помощью этих указателей Вы можете управлять направлением трансформации. Щелкнув на указатель определенной оси, Вы запрещаете трансформацию в этом направлении.
- Перетащите мышкой верхний указатель вверх до положения, когда верх
куба не будет на уровне первой линии сетки над уровнем плоскости пола.
Плоскость пола - это плоскость, образованная осями X и Z (Считается, что ось Y - вертикальная). На виде спереди эта плоскость отображается в виде темной горизонтальной линии, а на виде в перспективе - в виде сетки. - Щелкните мышкой на центральном указателе и перетаскивайте вправо,
пока верх куба не достигнет третьей линии сетки. Перетаскивание
центрального указателя масштабирует объект во всех направлениях. При
этом все пропорции, которые Вы получили на предыдущем шаге, сохраняются.
- На виде сверху щелкните на Нижнем указателе, и перетащите ее до
положения, когда толщина куба не станет такой, как у двери (естественно,
учитывая пропорции). Посмотрите на результат в окне вида в перспективе.
- Щелкните на иконке инструмента Move . Указатели
манипулирования изменяются в соответствии с выбранным в данный момент
инструментом. Если Вы не знаете, какой инструмент выбран в данный
момент, Вы можете догадаться об этом, просто посмотрев на указатели -
они своим видом могут намекнуть о возможных с помощью их действиях.
- На виде спереди перетащите куб за верхнюю часть до тех пор, пока низ не "станет" на плоскость пола. Теперь у нас уже есть заготовка двери.